Интервью интернет-порталу Вслух.Ру накануне семинара по бизнесу с Китаем

«Спасибо, здорово! Что хотел – получил: как сразу не натворить ошибок, поиск серьезных поставщиков, регистрация собственного бренда. Начал общаться с сотрудниками китайских компаний на основе Вашего курса, и неплохо получается. Работаем над логистикой и поиском консалтинговых компаний, ищем посредника…» «…Семинар приоткрыл занавес к внутреннему миру китайского бизнеса, главным элементом которого являются личностные отношения. Можно быть классным менеджером-стратегом, талантливым маркетологом или креативным пиар-агентом, но при построении отношений с азиатским соседом это может не сработать. Китайский этикет также имеет определяющее значение в налаживании отношений. Знание основ конфуцианской философии и тонкостей восточной культуры позволит быть «своим» среди чужих.» — это краткие выдержки только из двух отзывов участников СЕМИНАРА «БИЗНЕС С КИТАЕМ». Уже два года семинар собирает заинтересованных слушателей – руководителей и менеджеров компаний – в самых разных городах России, а нынче его называют «трендом года». Стоит ли нам бояться «китайской экспансии» или можно, опережая события, наладить взаимовыгодное сотрудничество с китайскими бизнесменами, как это сделать с минимальными рисками и наибольшим эффектом? Об этом автор-эксперт с многолетним практическим опытом работы на рынке Константин САВКИН расскажет на семинаре в Тюмени: у нас он пройдет 16-17 апреля в Бизнес-отеле «Евразия».

Константин Сергеевич, пару слов об истории создания семинара: как Вы сами пришли к этой теме, как родилось содержание семинара?

— В последние 5-10 лет тема взаимодействия с китайскими компаниями становилась из года в год все более актуальной: практически в поле зрения каждого менеджера, каждого управленца попадали и попадают китайские компании и китайская продукция. Сейчас ни для кого не секрет, что порядка 80% – а в некоторых отраслях и 90% продукции – производится в Китае или китайскими компаниями.

Я начал активно интересоваться Китаем с 2004 года, обучаясь на программе MBA в одной из ведущих московских бизнес-школ. Сразу тогда обратил внимание, что многие российские бизнесмены просто не учитывают управленческую специфику организации бизнеса с Китаем. Да, парадокс – но когда мы работаем с российскими или европейскими партнерами, мы осуществляем бизнес-планирование, управление рисками, думаем об общей стратегии компании… А если речь заходит о работе с китайскими поставщиками – все наработанные навыки будто исчезают! Не у всех, конечно, но такая тенденция, особенно на начальном этапе, явно прослеживается. Или, начав работать с китайскими компаниями, многие забывают про китайскую специфику принятия управленческих решений и ведения переговоров, и в большинстве случаев в долгосрочной перспективе это пагубно сказывается на развитие бизнеса.

Я заинтересовался этим вопросом как с теоретической, так и с практической точки зрения (с китайскими партнерами приходится иметь дело по различным проектам), и невольно возникли мысли каким-то образом обобщить информацию и донести ее до широкого круга российских компаний. Причем, мне кажется, это несомненно интересно тем нашим компаниям, которые недооценивают в настоящее время растущее влияние китайской экономики.

Да, это факт: даже если ваш бизнес не связан с Китаем, не продает продукцию, произведенную в Китае – в ближайшем будущем вы все равно столкнетесь с китайскими компаниями и будете вынуждены с ними конкурировать.

Возвращаясь к вопросу: созданию семинара предшествовала активная практическая деятельность, серия небольших мастер-классов в ведущих московских бизнес-школах и ВУЗах, и, разумеется, большой личный интерес к этой теме – к управленческой специфике организации бизнеса с Китаем с целью минимизации многочисленных рисков и увеличения прибыли компании.

Отличительная особенность семинара – он рассчитан на лиц, принимающих решение и несущих ответственность за свой бизнес, за свои компании; многие рекомендации особенно актуальны для собственников бизнеса, другие – для сотрудников, работающих по найму.

Причем, семинар постоянно развивается и дополняется новой информацией, в каждом последующем семинаре слушатели узнают новые изюминки работы с китайскими компаниями. В ближайшем будущем помимо базового семинара, например, готовятся к выпуску еще две серьезные темы: как эффективно организовать продажи продукции из Китая и как применять китайские принципы управления для развития российских компаний.

Что лично Вас интересует и привлекает в Китае, китайцах, китайском бизнесе больше всего?

— Повторю: уверен, что любая компания в ближайшем будущем, если не настоящем, будет вынуждена взаимодействовать с китайскими компаниями, это во-первых. Во-вторых, разумеется, меня привлекает тот экономический рост, который показывает Китай всему миру последние 30 лет, и управленческие методы, которые используют китайские руководители.

Но основная задача моих семинаров немного другая – они (семинары) направлены на то, чтобы любая российская компания осознала: для высокой конкурентоспособности и независимости наша российская продукция должна стать конкурентной с китайской – как с точки зрения цены и качества, так и с точки зрения иных показателей.

Сегодня нельзя игнорировать китайскую продукцию – она становится очень конкурентоспособной во многих рыночных нишах, особенно, конечно, это касается товаров народного потребления; но грамотно выстроить стратегию своих компаний, при этом обеспечив свое российское конкурентное преимущество, в настоящий момент пока возможно.

Работать и взаимодействовать с китайскими компаниями нужно и необходимо. Но это должно быть взаимовыгодное взаимодействие обеих сторон в стратегическом плане, а не в рамках краткосрочной прибыли.

На мой взгляд, семинары по актуальным вопросам организации бизнеса с Китаем помогают управленцам взглянуть под иным углом на свой бизнес, свои задачи и скорректировать свою текущую стратегию —  в этом, безусловно, состоит некая социальная значимость проводимых мероприятий.

И последнее. Китай – это всегда новое. Это постоянная динамика во всем – в жизни, в бизнесе, в науке. А новое дает возможность идти в ногу со временем, расширяя свой кругозор.

Насколько успешно проходит сейчас семинар в разных российских регионах, в чем актуальность и острота темы?

— Семинар проходит успешно во многих городах, в том числе в Москве, но особенно за Уралом – В Новосибирске, Барнауле, Перми, Челябинске и других. Иногда это четыре двухдневных семинара в месяц,  в разных регионах; практически в каждом городе семинар проводится еще раз через месяц или два на совершенно иную аудиторию.

Актуальность и востребованность темы – очевидна: растущий товарный поток из Китая. Множество компаний уже занимаются поставками из Китая, другие делают только первые шаги.

Низкая стоимость китайской продукции, приемлемое или хорошее, а порой превосходное качество товаров интересует практически каждого бизнесмена.

В чем разница прохождения в разных городах? Были ли Вы в Тюмени и как оцениваете наши перспективы?

— В Тюмени этот семинар будет первым, и надеюсь, таким образом, мы откроем длительный цикл семинаров на тюменской земле; как показывает практика, после первого семинара сразу планируется второй, третий. Тем более, что в настоящий момент нет ограничения одной программой, их уже несколько.

Разумеется в разных городах разная аудитория. Более того, практически каждый семинар приходится давать в неком своем формате, фактически «на ходу» корректируя материал под запросы аудитории.

Преимущества семинара – его практическая направленность и фактически «живой» в течение семинара разбор задач слушателей.

Какая именно аудитория собирается на Ваш семинар – каковы категории участников по роду занятий, должностям, сферам бизнеса?

— Универсальный портрет слушателя семинара можно описать так: управленец, который хочет развиваться, а не стоять на месте. Что касается процентного соотношения, 80% — это всегда топ-менеджмент: от руководителей отделов до собственников компании, остальные слушатели – сотрудники компаний, которым в той или иной степени интересна продукция из Китая.

Кроме того, часто на семинар приходит много представителей компаний, которые уже давно сотрудничают с Китаем. Логичный вопрос: почему? На мой взгляд, ответ прост: они уже осознали китайскую специфику и хотят понять в каком направлении вести работу – чтобы минимизировать риски взаимодействия с китайскими компании и улучшить отношения с китайскими партнерами.

Отслеживаете ли Вы результаты Ваших слушателей после семинара – каких успехов они достигают? Были ли какие-то особенные прорывы, большие успехи?

— После каждого семинара я собираю отзывы от слушателей (многие из них дают свое согласие на публикацию их на сайте), и основной показатель – что слушатели узнают новую для себя, актуальную и практически применимую информацию.

Что касается успехов – они у каждого свои:  кто-то корректирует свою стратегию переговоров с китайскими компаниями и добивается снижения цены, кто-то минимизирует управленческие риски (какие – подробно разбирается на семинаре) или систематизирует свое восприятие бизнеса с Китаем.

Есть отзывы, которые публикуются в открытом доступе, на сайте – они говорят сами за себя и помогают людям принять решение о том, насколько им необходим данный семинар, и какую практическую пользу они из него могут получить.

Кстати, довольно часто во время семинара подходят слушатели и говорят «спасибо» за какую-то информацию (на первый взгляд довольно простую), если она оказывается действительно очень важной и почему-то ранее упускалась из виду.

Кроме того, семинар – это эффективная среда для установления деловых контактов. Я постоянно наблюдаю, как среди участников завязываются деловые отношения, многие обмениваются визитками и начинают обсуждать вопросы партнерства.

Можно ли китайцам доверять, верить на слово?

— Можно ли на слово верить российским партнерам или клиентам? Наверное, все зависит от конкретного партнера или клиента. Иногда можно сказать, что надежнее партнера в бизнесе, чем китаец, не найти, а иногда аспект доверия является ошибочным моментом в принятии управленческого решения. Помните нашу русскую поговорку – «Доверяй, но проверяй».

Как лучше преодолевать языковой барьер – пользоваться услугами русских или китайских переводчиков? Используются ли в переговорах другие языки, например, английский?

— Языковой барьер при работе с китайскими компаниями, разумеется, существует; но это вовсе не означает, что он непреодолим. В Советском Союзе, а теперь в России, была и остается одна из сильнейших школ востоковедения и переводчиков с китайского языка, поэтому я бы сказал – барьера нет, есть только ограничение наших возможностей к привлечению высококвалифицированных специалистов при необходимости.

И важно понимать, что знание языка – это одно, а ведение переговоров и принятие решений – совершенно иное. Можно быть отличным лингвистом, но никчемным бизнесменом…

Насколько легко (или сложно) начать бизнес-контакты с Китаем, что нужно для того, чтобы начать взаимодействие с нуля?

— Настолько сложно? Точно так же, как начать любое дело. Главное – чтобы было желание, энтузиазм и желание стать профессионалом. Сейчас довольно много фирм, которые оказывают содействие развитию бизнеса с Китаем для компаний различного масштаба, как малого, так и среднего; и часто на начальном этапе основная задача заключается в правильном построении взаимоотношений с ними, а в последующем — уже в расширении данного канала.

Но не следует забывать про сбыт! Поставку продукции из Китая организовать относительно легко, но про реализацию продукции и эффективное построение системы продаж многие вспоминают, когда продукция привезена, а продавать ее по заданной цене некому.

Чего нужно опасаться, в чем быть осторожными при взаимодействии с китайскими партнерами?

— Опасаться можно многого, как говорится «волков бояться – в лес не ходить». Но на самом деле, бояться нужно только своей неосведомленности: потому что порой даже две-три фразы могут минимизировать риски на многие тысячи долларов.

Поэтому мои рекомендации, вне зависимости от того насколько вы заинтересованы в семинарах – изучайте Китай, изучайте специфику ведения дел, не полагайтесь на авось, применяйте весь накопленный жизненный опыт для достижения результата.

Насколько бизнес с Китаем прибылен и эффективен в реальности? Не миф ли это? Стоят ли все усилия по обучению и началу такого бизнеса того результата, который можно достичь?

— Бизнес с китайскими компаниями действительно эффективен и прибылен. Существует довольно много рисков, растянутых во времени – и всегда необходимо понимать реальную действительность, а не мыслить иллюзорно.

Игнорировать китайскую продукцию в настоящий момент непростительно для любой российской компании, но еще более непростительно стать зависимыми от китайской продукции и перестать развивать свою промышленность.

На семинарах я рассказываю именно о том, каким образом выстроить стратегию своего бизнеса, сформировав основные точки конкурентоспособности.

Текст: Лена Корн-Кондратенко

Партнеры семинара Актуальные вопросы бизнеса с Китаем

Тюменский Деловой Клуб

Тюменский деловой клуб, партнеры,организация семинар, тренинг, Китай, бизнес с Китаем, интересно, результативно, эффективно

Торгово-Промышленная Палата Тюменской области

Торгово-Промышленная Палата Тюменской области: партнеры,организация семинар, тренинг, Китай, бизнес с Китаем, интересно, результативно, эффективно

ТРО «Опора России»

ТРО «Опора России»: партнеры,организация семинар, тренинг, Китай, бизнес с Китаем, интересно, результативно, эффективно

Тюменский Бизнес-журнал

Тюменский бизнес журнал, партнеры,организация семинар, тренинг, Китай, бизнес с Китаем, интересно, результативно, эффективно

Интернет-газета «Вслух.ру»

Интернет-газета «Вслух.ру»: партнеры,организация семинар, тренинг, Китай, бизнес с Китаем, интересно, результативно, эффективно

Бизнес-отель «Евразия»

Бизнес-отель «Евразия»: партнеры,организация семинар, тренинг, Китай, бизнес с Китаем, интересно, результативно, эффективно